Практика правоприменения уполномоченными исполнительными органами государственной власти города последних изменений законодательства в градостроительной сфере создала предпосылки для возникновения системной проблемы, связанной с получением разрешений на строительство в пределах зон охраны объектов культурного наследия.

Наглядно эту ситуацию проиллюстрировало поступившее в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге в 2017 году коллективное обращение группы предпринимателей-инвесторов, содержащее сведения об отказе Службы государственного строительного контроля и экспертизы (Служба ГАСН) в выдаче разрешений на строительство в пределах зон охраны объектов культурного наследия.

При этом, инвестиционные проекты предполагалось реализовать на земельных участках, находящихся в частной собственности.

Как следовало из содержания обращения, 15 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 года № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» — отменены градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории города.

Ввиду того, что соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвердившие новые градостроительные регламенты в соответствующих зонах, были внесены только 4 июля 2017 года, до указанного момента Служба ГАСН, ссылаясь на отсутствие утвержденных градостроительных регламентов, прекратила выдачу разрешений на строительство в пределах зон охраны объектов культурного наследия.

При этом  ведомством были проигнорированы правила, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, в части срока действия градостроительных планов, полученных до 3 июля 2017 года на основании которых, выдается разрешение. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу названного НПА, может быть использована для подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство не менее чем в течение трех лет со дня вступления в силу указанного закона.

С целью реализации данных положений было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2017 года № 207 «О сроке использования информации, указанной в градостроительном плане», в соответствии с пунктом 1 которого, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 1 января 2017 года, используется в течение трех лет с 1 января 2017 года для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, для выдачи разрешения на строительство.

Несмотря на наличие указанной нормы, застройщики, получившие в установленном порядке градостроительные планы земельных участков до 1 января 2017 года, подготовившие и согласовавшие всю проектную документацию, понеся при этом значительные материальные и временные затраты, получили отказ Службы ГАСН в выдаче разрешений на строительство в пределах зон охраны объектов культурного наследия.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателей-застройщиков в суд с соответствующими заявлениями.

По результатам рассмотрения ряда подобных дел Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области изданы решения, которыми отказы Службы ГАСН в выдаче разрешения на строительство признаны незаконными. При этом суд обязал Службу ГАСН устранить допущенные нарушения и в течение 7 рабочих дней с момента вступления решений суда в законную силу выдать разрешения на строительство.

В декабре 2017 года Арбитражный суд Северо-Западного округа по одному из аналогичных судебных дел подтвердил правомерность выводов суда первой инстанции. Однако, в связи с несогласием с принятыми решениями Службой ГАСН последовательно были обжалованы судебные решения, вынесенные в пользу предпринимателей.

Для предотвращения установления необоснованных административных барьеров в сфере строительства, а также во избежание дополнительных временных и материальных издержек предпринимателей, Уполномоченным было инициировано рассмотрения сложившейся ситуации на заседании рабочей группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге. В связи с чем состоялся ряд совещаний с участием руководителя рабочей группы Штаба А.А. Золотова.

На сегодняшний день вопрос разрешился положительно, предприниматели получили разрешение на строительство и приступили к реализации проекта.