Руководитель Аппарата Уполномоченного принял участие во II Международном внешнеэкономическом научно-практическом форуме в Москве
14 октября 2021 в Москве состоялся II Международный внешнеэкономический научно-практический форум «Вызовы и решения для бизнеса: энергия регионов».
Проведение Форума осуществлялось Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова, Торгово-промышленной палатой РФ, группой компаний «JUST». Форум зарекомендовал себя в качестве современной эффективной площадки для решения актуальных вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД).
К участию были приглашены представители государственных структур, владельцы бизнеса, топ-менеджеры технологических, производственных и торговых компаний, ведущие зарубежные и российские эксперты, в том числе представители ФТС России, Евразийской экономической комиссии, Торгово-промышленной палаты РФ, Роспатента, Министерства экономического развития РФ и Минпромторга России.
Руководитель Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Константин Михайлович Тимохин в рамках сессии «Споры в сфере ВЭД» Форума выступил с докладом по теме: «Влияние состояния и организации таможенного контроля на предпринимательский и инвестиционный климат в стране».
Одной из приоритетных задач Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, установленных Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге…», содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Санкт-Петербурге.
В связи с этим Уполномоченным уделяется особое внимание данному направлению работы, в рамках которой осуществляется сбор и анализ информации, поступающей от бизнес-сообщества Санкт-Петербурга с целью выявления административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности.
За 9 месяцев 2021 года к Уполномоченному поступило 18 обращений в сфере таможенного регулирования.
Однако, несмотря на такой, казалось бы, малый процент обращений предпринимателей в сфере таможенного регулирования, данному направлению работы уделяется пристальное внимание и проводиться детальное изучение всех обращений.
В соответствии со сложившейся практикой публикуемый Всемирным банком рейтинг Doing Business отражает состояние инвестиционного климата и используется инвесторами при принятии решения о направлении своих средств в ту или другую страну.
Президент России Владимир Путин в своих майских указах 2012 года поручал правительству принять меры, направленные на повышение позиции страны в рейтинге с 123-й позиции в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году. Улучшение позиций России в рейтинге Doing Business фигурировало среди целей майского указа Путина и в 2018 году.
Следует отметить, что в результате целенаправленной работы по отдельным направлениям Россия по итогам отчета «Doing Business-2020» заняла 28-е место в мире. Напомню, что в 2011 году наша страна в этом рейтинге занимала 123 строку.
Вместе с этим, несмотря на успехи в ряде оцениваемых сфер, по критерию «Международная торговля» Россия по-прежнему занимает невысокую позицию — 99-е место, между Сейшельским островами – 98 место и Боливией – 100 место. При этом страны-участницы Таможенного союза Белоруссия – 24 место, а Казахстан – 105 место.
Таким образом, к сожалению, по критерию «Международная торговля» на протяжении многих лет Россия оценивалась Всемирным банком очень низко.
При этом надо оговорится: Всемирный банк 16 сентября 2021 года объявил о решении прекратить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business, посвященного оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира.
Судебная статистика Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по спорам, связанным с применением таможенного законодательства:
За 2019 год общее кол-во рассмотренных дел – 585дел, из которых требования удовлетворены по 213 делам. Из удовлетворенных дел 154 дела об оспаривании ненормативных актов таможенных органов и действий (бездействий) должностных лиц и 14 дел о возмещении убытков или вреда, причиненных таможенными органами лицам или их имуществу.
За 2020 год общее кол-во рассмотренных дел – 661дел (выросло по сравнению с 20219 годом), из которых требования удовлетворены по 215 делам. Из удовлетворенных дел 191 дело об оспаривании ненормативных актов таможенных органов и действий (бездействий) должностных лиц и 13 дел о возмещении убытков или вреда, причиненных таможенными органами лицам или их имуществу.
За 2021 год судебная статистика еще не подведена и поэтому можно говорить только об общем количестве поданных заявлений по спорам, связанным с применением таможенного законодательства, что составило за 9 месяцев 441 заявление.
Одной из болезненных проблем, отмечаемой предпринимателями, является ненадлежащая регламентация применения системы управления рисками (далее – СУР).
Положениями статьи 312 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены цели применения системы управления рисками. Система управления рисками применяется таможенными органами в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 378 Кодекса Союза, а также для реализации принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля исходя из необходимости достижения максимальной эффективности при минимальных затратах на осуществление таможенного контроля.
Не подвергая сомнению необходимость применения данной системы в рамках реализации таможенными органами своих функций, является уместным отметить, что зачастую обоснованность и целесообразность проведения таких мероприятий, как правило влекущих за собой увеличение сроков поставки, существенные затраты на проведение грузовых операций, а нередко и повреждение товаров, вызывает сомнения у предпринимателей.
Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка организации применения таможенными органами системы управления рисками при осуществлении таможенных операций и процедур, а также организации категорирования лиц, совершавших таможенные операции в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года».
В ходе этого проверочного мероприятия мероприятия было выявлено, что
— нормативные правовые акты по применению СУР изданы с нарушением законодательства Российской Федерации.
— некоторые акты ФТС России не проходили антикоррупционную экспертизу.
— таможенными органами принимались решения по выбору объектов проверки на основании субъективного мнения должностных лиц таможенных органов.
Обращает на себя внимание следующий факт. В проверяемый период в рамках применения СУР таможенные органы руководствовались тождественными по своему содержанию актами ФТС России, регламентирующие систему управления рисками, которые содержат признаки нормативных правовых актов, однако изданы с нарушением положений пунктов 2, 10, 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009.
- приказ ФТС России от 24 августа 2017 г. № 1360дсп «Об утверждении Положения о применении системы управления рисками»;
- приказ ФТС России от 16 мая 2018 г. № 700дсп «Об утверждении Положения о применении системы управления рисками» (далее – приказ ФТС России № 700дсп) (Верховный Суд Российской Федерации отменил данный приказ Федеральной таможенной службы (ФТС России) со дня принятия При этом высший судебный орган страны, изучив содержание указанного ведомственного акта ФТС России, определил, что он содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, устанавливает права и обязанности не только должностных лиц таможенных органов, но и участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых применяется система управления рисками, является нормативным правовым актом, затрагивающим права и свободы граждан и юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов …» такие акты подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.)
- распоряжение ФТС России от 12 июля 2019 г. № 128-р/дсп «Об организации деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками» (далее – распоряжение ФТС России № 128-р/дсп).
Следует отметить, что мы неоднократно обращали внимание на эту проблему в ходе различных мероприятий как с участием ФТС, так и органов прокуратуры, приводя в пример регламентацию СУР принятую ФНС. При этом представители ведомства всякий раз отстаивали необходимость закрытой регламентации порядка применения СУР.
Однако результаты проверки Счётной палаты указывают на то, что существующие подходы к организации использования СУР влекут за собой нарушения не только интересам субъектов предпринимательства- участникам ВЭД, но и не обеспечивают надлежащий таможенный контроль.
В ходе проверки выявлены нарушения на сумму более 90 млн рублей, из них:
— 1 461 декларация, по которым таможенными органами не выявлено недостоверное заявление сведений о товарах (классификационный код товара) (потери бюджета более 27 млн рублей);
— 151 неправомерное решение при контроле таможенной стоимости товаров, присутствуют признаки неправомерного взыскания денежных средств (потери бюджета более 7 млн рублей);
— установлены факты применения и неприменения СУР в отношении идентичных поставок, осуществленных одними и теми же участниками ВЭД (потери бюджета более 12,5 млн рублей).
Согласно имеющейся информация, 15 марта ФТС издан приказ №200 дсп «Об определении тактики применения таможенными органами системы управления рисками», 11.05.2021 года этот правовой акт зарегистрирован в Минюсте № 63367.
Данный документ официально не опубликован и снабжен грифом «Для служебного пользования».
По оценкам наших экспертов, которые смогли ознакомиться с текстом данного документа, положения вновь изданного нормативного акта не отличаются от положений предыдущих актов и также содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
В отношении товаров одного из петербургских предпринимателей, в течение года проведено 262 формы фактического контроля, таможенному досмотру подверглось более 1200 контейнеров. Расходы, связанные с операциями с грузом в порту в связи с необходимостью проведения таможенных форм контроля, составили более 18 миллионов рублей.
По результатам этих активных и затратных контрольных мероприятий таможенным органом было возбуждено 1 дело об административном правонарушении, степень общественной опасности которого выражена в сумме штрафа, размер которого составил 298 рублей.
Прокуратурой на основании обращения Уполномоченного была проведена проверка, которая установила нарушения в деятельности должностных лиц таможенного органа, касающиеся порядка разработки и регистрации профилей риска, и признала неэффективность проведения чрезмерного количества форм таможенного контроля. В целях устранения выявленных нарушений прокурором было внесено представление руководителю таможенного органа.
Участники обсуждения со своей стороны подтвердили наличие озабоченности у предпринимателей относительно данной проблемы и важность значения их устранения для предания правоотношениям в сфере ВЭД большей прозрачности и транспарентности.