Минпромторг поддержал позицию петербургского бизнес-омбудсмена о недопустимости сокращения периода истечения сроков действий договоров на размещение НТО по 353 Постановлению Правительства РФ
В соответствии с пунктом 1 Приложения № 15 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» для субъектов Российской Федерации установлена возможность продлевать на срок до 7 лет без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу Постановления № 353 по 31 декабря 2026 года.
При этом в пункте 4 приложения № 15 к Постановлению № 353 определяется, что срок, на который продлеваются Договоры, и порядок их продления устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В развитии указанных нормативных положений в Санкт-Петербурге принят Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2022 № 802-129 «Об установлении сроков и порядка продления договоров на размещение нестационарных торговых объектов и договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных торговых объектов», которым регламентирован порядок продления без проведения торгов на срок до двух лет Договоров, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Уполномоченным по защите прав предпринимателей Александром Абросимовым был проведен анализ положений изданного Закона Санкт-Петербурга и сделан вывод о том, что ограничение периода истечения сроков Договоров, подлежащих продлению, до 31 декабря 2023 года вступает в противоречие с положениями, установленными в пункте 1 и 4 приложения № 15 к Постановлению № 353.
Принимая во внимание вышеизложенное, с целью обеспечения прав и законных интересов широкого круга субъектов предпринимательской деятельности, а также с учетом пункта 10 Постановления № 353, согласно которому разъяснения по вопросам применения приложения № 15 к Постановлению № 353 издаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере торговли, Уполномоченным было направлено обращение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с просьбой дать разъяснения по вопросу о том, может ли субъект Российской Федерации своим нормативным правовым актом сократить период истечения сроков Договоров, определенный пунктом 1 приложения
№ 15 Постановления № 353 (со дня вступления в силу Постановления № 353 по 31 декабря 2026 года).
Ответным письмом от 13.03.2023 № ЕВ-23600/15 Минпромторг России направил позицию, поясняющую, что субъекты Российской Федерации в силу норм приложения № 15 к Постановлению № 353 вправе самостоятельно выбирать только срок продления Договоров. Каких-либо положений о праве субъектов РФ устанавливать иной, сокращенный период истечения сроков Договоров, подлежащих продлению, в нормативном правовом акте не установлено.
Представляется обоснованным сделать вывод, что положения Закона Санкт-Петербурга № 802-129 вступают в противоречие
с нормами приложения № 15 к Постановлению № 353.
В этой связи Уполномоченным будет направлено новое обращение в адрес Губернатора Санкт-Петербурга.