Индекс административного давления
14 декабря Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов провел очередное заседание рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В ходе мероприятия участники обсудили 2 основных вопроса:
- Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорных органов: «Индекс административного давления на бизнес». Обсуждение показателей по Санкт-Петербургу и выработка предложений по их улучшению.
- Проблемные вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В начале заседания, петербургский бизнес-омбудсмен отметил, что «Индекс «Административное давление», разработан институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. В Индекс включены показатели деятельности федеральных и региональных органов власти за 2019 год, которые в общей сложности проводят порядка 90 процентов контрольных и надзорных мероприятий в России. «Наша задача сегодня сформулировать и направить в федеральный аппарат предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с учетом новых реалий» — отметил Александр Абросимов.
С докладом по первому вопросу выступил член Санкт-Петербургского центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Богатырев. В частности, эксперт отметил, что по итогам анализа правоприменительной практики органов контроля (надзора за 2019 год), включенных в Индекс, административное давление на бизнес, связанное с реализацией контрольно-надзорных функций, к сожалению, не снижалось.
Этому явлению способствовал рост числа проверок по сравнению с предыдущим периодом, большой охват количества проверяемых субъектов из числа поднадзорных, нераспространенность применения более мягкой меры ответственности – предупреждения.
По второму вопросу выступил сопредседатель Санкт-Петербургского центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Чангли. Он обратил внимание участников заседания, что федеральным законом № 248-ФЗ предусматривается широкий перечень новых контрольно-надзорных мероприятий, помимо выездной и документарной проверки, к которым отнесены выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд.
Таким образом, у контрольно-надзорного органа расширяется набор способов оценки соблюдения обязательных требований. При этом все новые способы осуществления контроля связаны с меньшими издержками для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок, а некоторые из них проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами с использованием средств дистанционного автоматизированного контроля.
В свою очередь, контрольно-надзорный орган сможет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения контрольно-надзорных мероприятий с их видом и интенсивностью. Расширение перечня контрольно-надзорных мероприятий позволит контрольно-надзорному органу более гибко и эффективно решать задачи контроля.
Александр Абросимов добавил, что согласно новому закону, меняются подходы и цели государственного и муниципального контроля в направлении достижения более мягких и менее затратных методов, не предполагающих непосредственного взаимодействия с предпринимателем.
«Изменению подлежат более 100 федеральных законов, в связи с чем возникнет необходимость проведения масштабной работы по внесению изменений в подзаконные нормативные правовые акты, локальные акты различных ведомств. Также важная роль отводится субъектам Российской Федерации, поэтому нам уже сейчас необходимо начинать эту работу» — подчеркнул Уполномоченный.
В заключительной части мероприятия, участниками — членами рабочей группы был принят за основу проект протокола заседания. Дополнения и изменения в документ необходимо отправить в аппарат Уполномоченного до 22.12.2020.
ПОВЕСТКА>>