Бизнес-омбудсмен Санкт-Петербурга выступил на заседании Правительства Санкт-Петербурга по вопросу соблюдения в Санкт-Петербурге прав и законных интересов предпринимателей
В начале выступления Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов отметил, что по оценкам большинства предпринимателей, широкий комплекс мер по поддержке бизнеса, принятый на федеральном и региональном уровнях, позволил избежать серьезных негативных последствий для экономики города.
Этот тезис он проиллюстрировал результатами анализа социально-экономического развития Санкт-Петербурга. В истекшем году в Санкт-Петербурге отмечен лишь умеренный спад основных показателей экономической активности. Индекс промышленного производства составил по итогам года 98,2%. Это выше среднероссийского показателя. При этом в обрабатывающих производствах индекс промышленного производства находится практически на уровне 2019 года. Объем инвестиций в основной капитал составил 778 миллиардов рублей. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 4,7%, что значительно ниже прогнозов, которые озвучивались ранее.
В тоже время, согласно социологическому опросу, проведенному в рамках подготовки Ежегодного доклада, падение объема производства отметили почти 72 процента опрошенных предпринимателей (71,9% в 2020 году, 47,6% — в 2019 году).
Устойчивое финансовое положение в минувшем году подтвердили только 13 процентов респондентов, относительно устойчивое – 40.
Наиболее серьезные угрозы бизнес связывает с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом риски, обусловленные введением ограничительных мер и проведением проверок отмечались респондентами чаще, чем угроза заражения (34,6% против 32,0%).
Введение временного запрета на осуществление деятельности повлекли серьезные негативные последствия для бизнеса: поставлено под угрозу существование 11,5% опрошенных предприятий, 30,7% нанесен значительный ущерб, у 19,2% возникли потери незначительного характера.
Остальные факторы, создающие риски и угрозы для бизнеса также сохранились на протяжении прошлого года. Среди них:
ухудшение общей ситуации в экономике, падение уровня доходов населения и понижение спроса на товары и услуги (опасаются в 2020 г. — 81,4%, в 2019 году эта цифра составила 69,7%);
риск, связанный с повышением налогов и акцизов (в 2019 -50,2%, 2020 — 42,2%);
нестабильность курса национальной валюты (26,2% в 2019 году, 40,6% в 2020 году).
Далее Уполномоченный остановился на обзоре жалоб и обращений, поступивших к нему в 2020 году. Их количество увеличилось на 36 процентов и составило 1289 обращений (в 2019 году в адрес Уполномоченного поступило 945 обращений).
Изменилась и их структура.
- Больше всего жалоб бизнеса вызвали проблемы, связанные c организацией получения мер государственной поддержки. По сравнению с 2019 годом их число возросло в 33 раза.
Много нареканий со стороны бизнеса вызвал использованный подход при предоставлении мер государственной поддержки предпринимателям наиболее пострадавших отраслей, с увязкой к основному виду экономической деятельности, указанному в регистрационных документах. Такой подход привел к тому, что значительное количество предпринимателей не смогли воспользоваться помощью государства, что снизило эффективность этой важной работы.
Введение ограничительных мер сказалось на работе 83% предприятий Санкт-Петербурга.
При этом воспользовались мерами государственной поддержки менее тридцати процентов опрошенных.
По-прежнему серьезную озабоченность в 2020 году вызывали проблемы, связанные с правоотношениями в сфере кадастров, земельных отношений и имущественных прав. Многие проблемные вопросы, с которыми предприниматели обращались в мой адрес сохранились с прошлых лет.
Комментируя проблемы, которые служат поводом для направления жалоб, Александр Абросимов выделил вопросы, связанные с уголовным преследованием предпринимателей.
Бизнес-омбудсмен констатировал рост количества жалоб предпринимателей города, связанных с налоговой сферой. Их значительная часть обусловлена прекращением действия с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В ходе выступления Александр Абросимов отметил, что выстроенная совместная работа бизнес-сообщества, органов исполнительной и законодательной власти и института уполномоченных позволила решить ряд актуальных для предпринимателей системных проблем.
Основные из них он кратко перечислил:
В 2020 году предпринимателям грозила перспектива значительного повышения налоговых платежей в связи с проведением государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Итогом консолидированной работы Правительства города, института уполномоченного и бизнес-сообщества стало решение отложить утверждение результатов кадастровой оценки объектов недвижимости в 2020 году и его применения до проведения переоценки кадастровой стоимости 2018 года. Соответствующие изменения внесены в Приказ Комитета имущественных отношений.
Широкий резонанс получила проблема реализации предпринимателями города установленного 166-ФЗ Федеральным законом права на заключение в заявительном порядке (без проведения торгов) дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды земельного участка на срок до 3-х лет.
На протяжении длительного времени ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» отказывало бизнесу в предоставлении указанной меры государственной поддержки, необоснованно ссылаясь на отсутствие такой возможности в случае действия договора аренды земельного участка в режиме неопределенного срока.
В результате эффективного взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти право предпринимателей на продление договора, действующего в режиме неопределенного срока, было восстановлено и реализовано в полном объеме.
Много нареканий со стороны предпринимателей вызвало решение о предоставлении мер государственной поддержки предприятиям в зависимости от основного кода экономической деятельности, указанного в регистрационных документах.
В Санкт-Петербурге остроту этой проблемы удалось несколько сгладить путем внесения 17 июля 2020 года изменений в Закон Санкт-Петербурга, которыми предусмотрено освобождение от арендной платы предпринимателям, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики не только по основному, но и дополнительному ОКВЭДу.
Однако, подзаконные правовые акты были приняты только спустя 5 месяцев после вмешательства прокуратуры.
Принятие указанных поправок, безусловно, расширило круг получателей мер поддержки в имущественной сфере. Тем не менее проблема окончательно не разрешена.
В этой связи Александр Абросимов предложил рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, предусматривающие предоставление региональных мер поддержки в зависимости от фактически осуществляемой деятельности в пострадавших отраслях экономики, без привязки к кодам ОКВЭД.
С учетом инициатив делового сообщества города, ранее Уполномоченным были направлены обращения с предложением о докапитализации Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.
Такая мера позволила смягчить условия предоставления льготных займов для предприятий, пострадавших из-за карантинных мер, а также обеспечить больший охват субъектов МСП данными мерами поддержки.
В 2020 году была произведена докапитализация Фонда на общую сумму три с половиной миллиарда рублей.
Необходимо подчеркнуть, что только в результате кредитования выплат по заработной плате удалось сохранить более двенадцати тысяч рабочих мест.
Далее Александр Абросимов остановился на предложениях, которые были выработаны совместно с предпринимательским сообществом и вошли в Ежегодный доклад.
На протяжении нескольких лет в адрес Уполномоченного поступают обращения инвесторов, которые столкнулись с проблемой завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, построенных на земельных участках, находящихся в собственности города, в связи с окончанием срока действия договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях.
Как показала практика, эта процедура, применяемая в Санкт-Петербурге, не эффективна, является длительной и занимает годы, поскольку включает в себя ряд этапов: в том числе межведомственное согласование и издание постановления Правительства города.
Такой порядок влечет за собой рост дополнительных финансовых и временных затрат для инвесторов и, как следствие, приводит к снижению рентабельности инвестиционных проектов.
В прошлом году по итогам выступления бизнес-омбудсмена на заседании Правительства губернатором было дано поручение о проработке данного вопроса. Во исполнение поручения, Комитетом имущественных отношений разработана схема взаимодействия. Но, к сожалению, процесс ее согласования затянулся.
Продолжая тему создания благоприятных условий для инвесторов, Александр Абросимов обратил внимание членов Правительства на отсутствие действенного механизма разрешения проблем, возникающих в ходе реализации инвестиционных проектов, а также ненадлежащее взаимодействие исполнительных органов государственной власти и бизнеса по вопросам формирования и реализации политики города в данной сфере.
Представляется, что в этих условиях, должна быть более действенной роль Совета по инвестициям при Губернаторе Санкт-Петербурга. В связи с этим Уполномоченный предложил увеличить дискретность проведения его заседаний, а также рассмотреть вопрос о введении в практику обсуждения конкретных проблем, возникающих у инвесторов нашего города.
Кроме того, в непростой экономической ситуации, является оправданным снизить требования к стратегическим инвестиционным проектам в части минимального объема инвестиций.
Приоритетной задачей, стоящей перед городом, с уверенностью можно назвать развитие промышленного сектора. Поэтому в очередной раз Александр Абросимов отметил необходимость стимулирования создания на территории города инновационно-промышленных парков и технопарков.
Одной из причин для направления значительного количества жалоб являлось применение санкций к предпринимателям за якобы имевшие место нарушения договоров аренды земельных участков для размещения НТО.
В качестве основания для наложения штрафов служили акты обследования, составленные Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в одностороннем порядке в отсутствие представителей субъектов предпринимательства.
Для того, чтобы защитить свои права бизнес вынужден обращаться в суд, при этом нести серьезные материальные и временные затраты.
В тоже время, акт обследования, составленный Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в одностороннем порядке, не является бесспорным и однозначным доказательством существования какого-либо факта, в связи с чем в большинстве случаев не принимается судом в качестве допустимого доказательства.
В связи с этим Уполномоченный предложил рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Распоряжение № 11-р, исключив возможность проведения Комитетом по контролю за имуществом обследований и составления актов без уведомления предпринимателей.
В условиях введения карантинных ограничений, положительный отклик у предпринимателей вызвало решение о предоставлении мер поддержки в виде освобождения от арендной платы за II квартал 2020 года по договорам на размещение НТО.
Вместе с этим многие предприниматели, заключившие после 13 марта 2020 года договоры на размещение НТО в порядке переоформления договора аренды земельного участка и договора на размещение НТО на новый срок не смогли воспользоваться предоставленной мерой поддержки.
В настоящее время разработан законопроект, предусматривающий распространение меры поддержки по освобождению от арендной платы на предпринимателей, чей договор на размещение НТО был заключен после 13 марта 2020 года в порядке переоформления или заключения на новый срок.
В этой связи Александр Абросимов попросил поддержать его принятие.
Еще один вопрос, поднятый на заседании Правительства, также относится к сфере имущественных отношений.
Планом первоочередных мероприятий были предусмотрены крайне важные преференции
— временная приостановка мероприятий по освобождению земельных участков и объектов нежилого фонда Санкт-Петербурга, используемых после истечения сроков договоров при условии оплаты фактического пользования и отсутствия иных нарушений действующего законодательства;
— мораторий на демонтаж «неформатных» НТО;
— мораторий на исключение из схемы размещения НТО, ранее перенесенных из адресной программы объектов потребительского рынка.
В связи с затянувшейся сложной эпидемиологической ситуацией в стране и в нашем городе затянулась, Уполномоченный попросил продлить до конца 2021 года эту ключевую для малого бизнеса меру поддержки.
Последняя проблема, на которой остановился петербургский бизнес-омбудсмен, касался Проекта Закона Санкт-Петербурга «Об установлении на территории Санкт-Петербурга мест отправления, из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трех раз в течение одного месяца запрещается (так называемый проект закона «о трех остановках»), который разработан Комитетом по транспорту с целью борьбы с нелегальными перевозчиками, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки под видом заказных.
По мнению участников рынка законопроект, принятый в предлагаемой редакции, не только не решит эту проблему, но и с высокой вероятностью повлечет риски правоприменения и приведет к избыточным обязанностям, запретам и ограничениям для добросовестных перевозчиков.
Александр Абросимов попросил учесть мнение предпринимателей и не допустить создание новых административных барьеров.