По информации, поступающей от предпринимательских сообществ, в Санкт-Петербурге участились случаи проведения должностными лицами органов исполнительной власти Санкт-Петербурга проверок хозяйствующих субъектов. В условиях, когда высшее руководство страны задало вектор на уменьшение количества проверок, исключения и предотвращения проведения необоснованных проверок, оказание всесторонней поддержки развитию бизнеса, подобная функция государственной управленческой деятельности должна осуществляться исключительно в рамках правового поля и применяться субъектами исполнительной власти и государственного управления (субъектами административного права) не допуская нарушений прав предпринимателей.
В этой связи в целях предотвращения ущемления прав хозяйствующих субъектов необходимо разъяснить следующие аспекты требований действующего законодательства.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц могут быть возбуждены дела об административных правонарушениях такие как: организация несанкционированной свалки отходов, нарушение наружного оформления фасада здания, строения, ограждения и их элементов, содержание объекта благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии, сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, размещение объявлений, информационных материалов вне специально отведенных для этого мест, продажа товаров в неустановленных местах и другие.
К должностным лицам, которые уполномочены составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, настоящим Законом Санкт-Петербурга в основном отнесены должностные лица районных администраций и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Указанные органы исполнительной власти города не являются органами регионального государственного контроля (надзора), в связи с чем полномочиями на осуществление проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не обладают и не могут в силу требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проводить проверки и мероприятия по контролю, то есть любые действия по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Таким образом, должностные лица районных администраций и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности при осуществлении своих полномочий по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных упомянутым Законом Санкт-Петербурга, не имея регионально закрепленного порядка осуществления полномочия по обнаружению правонарушений, выявляя факты несанкционированных свалок отходов, нарушений наружного оформления фасада здания, строения, ограждения и их элементов, содержания объекта благоустройства в неисправном или загрязненном состоянии, сброса или сжигания мусора, иных отходов производства и потребления, а также размещения объявлений, информационных материалов вне специально отведенных для этого местах, продажи товаров в неустановленных местах и другие, должны руководствоваться Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не выходя за пределы требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу требований КоАП РФ поводом к возбуждению административного дела может являться:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
4) фиксация административного правонарушения.
В связи с изложенным и согласно регламентированному КоАП РФ порядку возбуждения дел об административных правонарушениях, у предпринимателей при возбуждении дела могут быть истребованы только документы, необходимые для составления протокола об административном правонарушении.
О фактах превышения предоставленных полномочий представителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга предприниматели могут сообщить Уполномоченному и в прокуратуру Санкт-Петербурга.
Полезная информация:
На территории Санкт-Петербурга реализуется мораторий на проверки
Правительство утвердило постановление о трёхлетнем моратории на проверки IT-компаний