Программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016-2017 годы

«Программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году  и на 2016 – 2017 годы» принята в целях снижения негативного воздействия на экономику и обеспечения устойчивого  социально-экономического развитияСанкт-Петербурга.

Программа разработана Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации и распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 27 января 2015 г. № 98-р.

В Программе учтены предложения академического сообщества, ведущих предприятий города, малого бизнеса, организаций сфер ЖКХ и строительства, исполнительных органов государственной властиСанкт-Петербурга.

План-график детализирует работу Правительства Санкт-Петербурга по исполнению ранее взятых социальных обязательств перед петербуржцами, поддержке промышленного комплекса и  снижению издержек для предприятий, стимулированию предпринимательской активности, поддержке платежеспособного спроса и привлечению инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге принято Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 02.02.2015 N 6-пг (ред. от 19.02.2015) «О создании Комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге«.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов является членом Комиссии.

На заседаниях Комиссии регулярно рассматриваются предложения по внесению изменений в «антикризисный план». Так например, в ходе заседания Комиссии 20 мая 2015 года  были одобрены пять предложений петербургского бизнес-омбудсмена, в том числе:

  • внедрение в систему государственного планирования Санкт-Петербурга мониторинга деятельности районных администраций, оценку эффективности их работы, направленной на развитие и поддержку субъектов предпринимательства, по результатам, полученным в ходе мониторинга;
  • с целью исключения повторных и необоснованных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разработать и внедрить в работу всех органов исполнительной власти базу данных проводимых органами регионального государственного контроля (надзора) проверок субъектов предпринимательства;
  • отменить процедуру получения разрешения на строительство, разработать уведомительный порядок начала строительства;
  • снижение стоимости и упрощение процедур подключения к энергоносителям (учет коэффициента использования оборудования при подключении к сетям газоснабжения, подключение частных объектов к сетям).

 

 Вниманию предпринимателей! Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абпросимов призывает представителей бизнес-сообщества города проявлять больше инициатив и направлять свои предложения по внесению изменений в «антикризисный план» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 21, л. А, офис 18Н или по электронной почте: priem@ombudsmanbiz.spb.ru.

Промежуточные результаты реализации Программы первоочередных мероприятий:

Для снижения негативного воздействия на экономику и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга Правительством города принята «Программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности вСанкт-Петербурге в 2015 году и на 2016 – 2017 годы».

В рамках Программы 24 Комитета Санкт-Петербурга в качестве ответственных исполнителей приступили к реализации первоочередных мероприятий.

Среди первых конкретных результатов реализации Программы:  экономия более 2 млрд. рублей бюджетных средств, сокращение ставки  за пользование бюджетными кредитами до 0,10 % годовых, а также  экономия 14 913,7 тыс. кВтч электроэнергии, 58,8 тыс. Гкал тепловой энергии, 412,9 тыс. м.куб газоснабжения, 609,1 тыс.м.куб водоснабжения и водоотведения за счет снижение исполнительным органам государственной власти и получателям средств бюджета Санкт-Петербурга объемов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды ежегодно на 2%.

За 2015 год разработано 37 нормативных правовых актов, подготовлено 11 предложений по внесению изменений в федеральное законодательство.

Активизация экономического роста

1.1. В качестве одной из стабилизационных мер, направленных на активизацию экономического роста, было принято постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об оказании государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности». В соответствии с данным постановлением инвесторам будет предоставлена отсрочка по уплате платежей, предусмотренных инвестиционными договорами, до 01.01.2016. Льготные условия будут распространены на социально ориентированные инвестиционные договоры — строительство объектов физкультуры и спорта, культуры и искусства, промышленных объектов и объектов инженерной инфраструктуры.

1.2. На снижение налоговой нагрузки на малый бизнес направлен разработанный в рамках ПрограммыЗакон Санкт-Петербурга от 03.06.2015 № 329-62 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».  С 1 января 2016 года Законом вводятся 2-летние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (так называемую «упрощенку») и занимающиеся производственной деятельностью, предоставлением социальных услуг или научными разработками.

1.3. Принято распоряжение, в соответствии с которым срок договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, может быть продлен на 3 года до 26.02.2018 путем заключения дополнительного соглашения к договору. Продлить договор без проведения районных комиссий по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду смогут добросовестные арендаторы.

1.4. Координатором исполнения Программы, Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, разработаны критерии отнесения отраслей экономики Санкт-Петербургак приоритетным и сформирован перечень видов экономической деятельности, классифицированных по приоритетности. В результате проведения консультаций с представителями приоритетных отраслей разрабатываются индивидуальные меры поддержки.

1.5. Аналогичным образом выстроена работа с предприятиями, вошедшими в составленный в рамках реализации Программы перечень системообразующих. Перечень является открытым и будет пополняться в заявительном порядке.

1.6. Для решения конкретных вопросов, связанных с деятельностью системообразующих петербургских предприятий создан Штаб по работе с предприятиями, оказывающими существенное влияние на экономику города при Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

1.7. В рамках реализации Программы исполнительными органами государственной властиСанкт-Петербурга приостановлено перераспределение экономии по итогам конкурсных процедур. Оптимизация расходов бюджета за счет экономии при проведении государственных закупок и отказа от реализации инвестиционных проектов с низким приоритетом составила более 2 млрд. рублей. Данная мера позволит зарезервировать высвободившиеся средства и направить их на более приоритетные направления работы.

1.8. В рамках реализации Программы в августе-сентябре 2015 года проведена оценка потребности в создании особых экономических зон на территории Санкт-Петербурга в целях развития приоритетных отраслей экономики и формирование перечня отраслей, для развития которых необходимо создание ОЭЗ. По итогам проведения оценки потребности ОЭЗ подготовлены предложения о расширении действующих ОЭЗ технико-внедренческого типа.

1.9. Подготовлен и находится на стадии согласования проект закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» в части, касающейся увеличения срока предоставления налоговых льгот по отдельным видам налогов инвесторам, осуществляющим деятельность в сфере создания объектов гостиничной инфраструктуры и объектов конгрессно-выставочной деятельности.

1.10. Для содействия выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на международные и межрегиональные рынки товаров, услуг и технологий в государственную программу Санкт-Петербурга«Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годывключены дополнительные мероприятия по поддержке и развитию экспортной деятельности петербургских организаций.

1.11. Подготовлены предложения по предоставлению льгот по арендным платежам на объекты недвижимости для строительства объектов в целях реализации проектов, имеющих особое социальное или экономическое значение для Санкт-Петербурга, а также по расширению перечня получателей указанных льгот. Разработан проект постановления Правительства Санкт-Петербурга, согласно которому устанавливается ежегодная арендная плата за земельный участок в размере 1,5% его кадастровой стоимости при предоставлении земельного участка для выполнения международных обязательств РФ, а также при строительстве объекта, предназначенного для производства фармацевтической продукции. Проект проходит процедуру согласования в соответствии с Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100.

1.12.  Подготовлен проект Плана-графика разработки Программы мероприятий по привлечению инвестиций в создание объектов городской инфраструктуры Санкт-Петербурга в 2016 г.

1.13. Принят Закон Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 388-66 «О внесении изменений в отдельные законыСанкт-Петербурга о налогах и сборах» в части установления налоговых льгот в целях поддержки автомобильной промышленности и жилищного строительства.

Законом предусмотрено освобождение на 3-х летний налоговый период:

— организаций, местом государственной регистрации которых является Санкт-Петербург, и физических лиц, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в Санкт-Петербурге от уплаты транспортного налога в отношении новых (не бывших ранее в эксплуатации) легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации в 2016 году, при условии, что указанные транспортные средства приобретены по договору купли-продажи (поставки) у организаций, состоящих на налоговом учете вСанкт-Петербурге по месту нахождения или по месту нахождения их обособленных подразделений, и зарегистрированы в период с 1 апреля по 31 декабря 2016 года;

— физических лиц от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга в 2015 или 2016 годах.

Снижение издержек для бизнеса

2.1. На снижение издержек для бизнеса направлено разработанное Комитетом имущественных отношений постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2015 № 291 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга». Постановлением введен мораторий на увеличение действующих ставок арендной платы за имущество в собственности Санкт-Петербурга. Установлен коэффициент динамики рынка недвижимости на период с 01.04.2015 до 01.01.2018 на уровне 2014 года, а также индекс ежегодного изменения размера ставки арендной платы по отношению к предыдущему году на период с 01.01.2016 до 01.01.2018 на уровне 2015 года. Это позволит обеспечить выход рынка недвижимости из кризиса и поддержать юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга.

2.2. Также постановлением в целях снижения издержек установлена постоянная льготная арендная плата для владельцев автолавок по продаже хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции. Базовая ставка арендной платы составит для них 0,51 руб. за 1 кв.м в год.

2.3. Еще одна мера, направленная на поддержку нестационарной торговли, – принятие закона «О размещении нестационарных торговых объектов», который определяет условия для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона. Такое право согласно Закону получат владельцы ларьков по ремонту обуви, автолавок по продаже хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции и летних кафе, принадлежащих предприятиям общественного питания и прилегающих к их заведениям общепита, а также добросовестные предприниматели.

2.4. Продолжается работа по сокращению сроков и упрощение процедур технологического присоединения к электрическим сетям в Санкт-Петербурге.

В рамках работы по повышению доступности энергетической инфраструктуры на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вынесен проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности Санкт-Петербурга», предусматривающий отмену разрешений на строительство при строительстве, реконструкции линейных объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения (канализации), строительства газопроводов-вводов, вводных газопроводов, тепловых вводов, водопроводных и канализационных вводов, строительства трансформаторных подстанций, распределительных пунктов напряжением 20/10/6/0,4 кВ. Проект внесен на рассмотрение в третьем чтении 09.02.2016.

2.5. Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга разработан и утвержденПорядок представления и рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении в 2016 году субсидий субъектам промышленной деятельности
Санкт-Петербурга в целях возмещения затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в 2015-2016 годах.

Импортозамещение

Для поддержки местных производителей принимается ряд мер по импортозамещению.

3.1. В частности, установлены особые условия предоставления субсидий промышленным предприятиям, приобретающим в лизинг технологическое оборудование российского производства, и увеличен предельный размер затрат, подлежащих возмещению из бюджета Санкт-Петербурга. Данные условия зафиксированы в п. 2.8.1 государственной программы «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.

3.2. Подготовлен перечень товаров, при закупке которых предлагается сократить размер обеспечения исполнения контракта до 5% от начальной максимальной цены контракта в случае производства товара на территории Российской Федерации. Данное снижение упростит участие местных производителей в процедурах закупки.

3.3. На содействие продвижению продукции на рынках сбыта в целях импортозамещения и создание условий для повышения конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга направлено распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2015 № 3-рп «Об утверждении Плана мероприятий по содействию импортозамещению в Санкт-Петербурге на 2015-2017 годы». План мероприятий предполагает, в частности, содействие развитию кластеров, снижение административных барьеров, препятствующих развитию промышленности, развитие межрегионального сотрудничества промышленных предприятий и т.д.

3.4. 18 июня 2015 года в рамках Петербургского международного экономического форума  подписано Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ООО «Экспофорум-Интернэшнл». В соответствии с соглашением 4 сентября 2015 года в городе начал свою работу Центр импортозамещения и локализации. Центр расположен в 4-м павильоне ВК «Ленэкспо». В его работе принимают участие исполнительные органы госвласти Петербурга, администрации районов города, крупные компании и корпорации, представители других регионов России, а также Республики Беларусь.

3.5. В целях популяризации предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей, и стимулирования экономического развития предприятий розничной торговли принятораспоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2015 № 80-рп «О программе поддержки предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей, на 2015-2017 годы».

3.6. Начал работу и прием заявок от промышленных предприятий Санкт-Петербурга «Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга» (ФРП СПб). Бюджет Фонда на первый год работы – 1 миллиард рублей.

3.7. Комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга разработан и проходит согласование проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О порядке заключения специальных инвестиционных контрактов в Санкт-Петербурге». (Инвестиционный контракт заключается между городом и юридическим лицом с целью создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Санкт-Петербурга).

3.8. Сформирован и размещен электронный каталог строительной продукции, содержащий детализированную информацию о материалах и изделиях отечественных производителей, в целях импортозамещения поставляемой продукции на строящихся объектах.

3.9. 14 марта 2016 года на площадке Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербургаоткрылся Центр поддержки экспорта. Центр экспорта – первая в России площадка, осуществляющая комплекс услуг с целью содействия выходу экспортеров на внешние рынки.  В рамках работы Центра будет создан реестр производственных предприятий. Кроме того, в экспортной зоне Центра будут представлены отраслевые стенды экспортно-ориентированных компаний.

Обеспечение социальной стабильности

4.1. Для обеспечения социальной стабильности ведется работа по расширению финансирования жилищных программ для населения. Так, уже принято решение о дополнительном финансировании программы Молодежи — Доступное жилье» в размере 500 млн. руб.

4.2. В рамках реализации Программы ежеквартально проводится мониторинг цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2782-р), на территории Санкт-Петербурга в отношении 14 организаций оптовой торговли и 48 организаций розничной торговли.

4.3. Для стимулирования внутренней трудовой миграции в приоритетные отрасли экономики (содействие межрегиональному перераспределению рабочей силы, повышение трудовой мобильности) осуществляется реализация 35 Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга и субъектами РФ и 24 соглашения о сотрудничестве с органами государственной власти субъектов РФ.

4.4. Ежемесячно проводится мониторинг ситуации на рынке труда, в том числе причин увольнения работников в связи с   ликвидацией организации либо с сокращением штатной численности. За период с начала реализации Программы оказано содействие занятости работникам в связи с ликвидацией организации либо с сокращением штатной численности более 4 тыс. человек.

4.5. В целях реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга, Комитет по труду и занятости населенияСанкт-Петербурга представил в Минтруд России заявку о выделении субсидии из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга на реализацию дополнительных мероприятий в 2016 году в объеме 10 135,3 тыс. рублей. Дополнительные мероприятия по обеспечению опережающего профессионального обучения и стажировки предусмотрены для 400 граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан.

4.6. Законом Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», принятым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 08.06.2016 в третьем чтении, предусмотрены ассигнования из бюджета Санкт-Петербурга в размере 17,26 млн. рублей по целевой статье «Субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга».

4.7. Из федерального бюджета в 2016 году выделено на отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 32,8 млн. руб. Данные финансовые средства распределены на отдых и оздоровление детей-инвалидов. По состоянию на 19.07.2016 реализовано из федерального бюджета 21,98 млн. руб.

Повышение эффективности бюджетных расходов

5.1. В целях повышения эффективности бюджетных расходов подготовлены предложения по совершенствованию государственных программ Санкт-Петербурга и оптимизации расходов бюджетаСанкт-Петербурга. Предложения направлены на согласование Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.

5.2. В рамках мер, направленных на снижение расходов бюджета, ИОГВ Санкт-Петербурга сокращают объемы потребления топливно-энергетических ресурсов и воды на 2% к сопоставимым условиям предшествующего года.

5.3. Также в рамках поддержки городской экономики завершена работа по приоритизации инвестиционных проектов Санкт-Петербурга. В результате исключения 6 проектов с низким приоритетом получена экономия бюджета города 1,46 млрд. руб.

5.4. Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга проведена работа по подведению итогов деятельности регулируемых организаций за 2014 год, в том числе с использованием разработанной КЭПСП инструкции по проведению анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов.

В результате проведенного анализа в 2016 году удастся избежать дополнительного роста тарифов: в сфере теплоснабжения на 6,2%, в сфере электроснабжения на 9,4%, в сфере водоснабжения и водоотведения на 10,7%, в сфере утилизации ТБО на 9,4%.

5.5. Комитетом энергетике и инженерному обеспечению сформирован энергетический баланс лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и воды в натуральном и стоимостном выражении на оплату коммунальных услуг организаций, финансируемых за счет средств бюджетаСанкт-Петербурга, на 2016 год с учетом действующих с 1 января 2016 года тарифов, в разрезе поставщиков ТЭР и воды. Энергобаланс предусматривает снижение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды ежегодно на 2% к сопоставимым условиям предшествующего года.

На постоянной основе в рамках текущей деятельности выполняются следующие мероприятия:

— формирование заявок на получение средств федерального бюджета;

— выполнение обязательств в рамках указов Президента РФ;

— выполнение обязательств по лекарственному обеспечению препаратами и изделиями медицинского назначения;

— предоставление субсидий в рамках государственных программ;

— обеспечение взаимодействия с федеральными органами, предприятиями и другими регионами;

— содействие занятости граждан;

— консультирование предприятий и т.д.

27 августа 2015 в Смольном на заседании Комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге под руководством Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированиюСанкт-Петербурга Елена Ульянова представила пакет дополнительных мер поддержки, разработанных совместно с бизнес-сообществом города и одобренных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Дополнительные меры поддержки вступили в силу 16 сентября 2015.

В апреле 2016 года Комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге под руководством Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко рассмотрела предложения по включению в Программу дополнительных мероприятий.

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2016 № 46-рп Программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности дополнена новыми мерами поддержки.